Тематическая лекция-игра для обучающихся из социально незащищенных групп населения «День правовой помощи детям»

15 ноября 2022 в рамках мероприятий, посвященных Всероссийскому дню правовой помощи детям – 20 ноября, была проведена тематическая лекция-игра для студентов Прокопьевского горнотехнического техникума, организованная при участии сотрудников отдела по воспитательной работе и преподавателей общегуманитарных дисциплин Владыкиной Е.В.. На занятиях присутствовали обучающиеся 1-4 курсов.

Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана в честь принятия ООН в этот день в 1959 году Декларации прав ребенка. В этот же день, но уже в 1989 году была принята Конвенции о правах ребенка. Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира.

Совместным решением федеральных органов исполнительной власти и Министерства образования Российской Федерации в России с 2013 года 20 ноября признан также Всероссийским днем правовой помощи детям.

В России права ребенка установлены и гарантированы:

  • Конвенций о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
  • Конституцией Российской Федерации;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

  • на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени;
  • на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов;
  • на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд;
  • на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами;
  • на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб здоровью;
  • на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
  • на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие обоих родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей;
  • на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних ко вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

В рамках тематической лекции-игры, студенты обсудили и ознакомились с основными правами детей и гарантиями их защиты, которые существуют в нашей стране, а также обсудили способы защиты прав детей и правовые методы защиты. Во второй половине занятия, чтобы закрепить правовые знания, студенты приняли участие в игре: соотносили понятия, угадывали правовые ситуации из русских сказок, строили хронологию гражданской дееспособности.

По завершению занятия студенты подвели итоги полученных знаний и получили информационные памятки «Защита прав ребенка и правовое воспитание», разработанные преподаваем общегуманитарных дисциплин, Владыкиной Е.А.

Организаторы мероприятия отмечают, что проведение подобных занятий способствует не только расширению юридических знаний обучающихся, но и снижает вероятность возникновения сложных правовых ситуаций, ведь знаний своих прав и обязанностей среди детей повышает их адаптацию в современных социальных реалиях.