Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.06.2022 №401 2023 год посвящен Году педагога и наставника.
В условиях модернизации российского образования мы по-прежнему сталкиваемся с мнением, что быть педагогом – это призвание, которое должно быть смыслом жизни данного профессионала. Однако ни для кого не секрет, что в нашей системе образования всегда были и по-прежнему остаются случайные люди, далекие от педагогики. Поэтому существует много мнений относительно того, каким должен быть настоящий педагог.
Научным сообществом неоднократно предпринимались попытки составить профессиограмму педагогического работника, тем не менее, на наш взгляд, не менее важно то, какие ожидания, относительно преподавателя, вытаивают сами обучающиеся, у какого педагога они хотят учиться, поскольку именно их представления, в конечном счете, оказывают существенную роль на итоговые результаты образовательной деятельности.
Студенты 1 курса (гр. К-22) специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) решили провести небольшое исследование в рамках акции «Педагог! Нет звания выше на свете!» (организованным ГБУ ДПО «КРИРПО») и сформировать представления студентов ГБПОУ Прокопьевского горнотехнического техникума им. В.П. Романова об идеальном педагоге. Ребята проанализировали научные статьи и результаты социологических опросов и составили свою анкету для обучающихся нашего техникума.
По результатам опроса, в котором принято участие 734 человека (студенты 1-4 курсов), были сделаны следующие выводы:
- 52,3% респондентов считают, что не имеет значения «внешний вид преподавателя для завоевания авторитета обучающихся»;
- По мнению 41,3% опрошенных, возраст идеального преподавателя не имеет значения, как и его пол (75,2% опрошенных);
- 89% опрошенных считают, что «преподаватель должен находить общий язык с каждым обучающимся»;
- 86,9% опрошенных считают, что «преподаватель должен регулярно повышать свою квалификацию» и 95,2% опрошенных – что «совершенствоваться как личность»;
- 42,8% респондентов указали, что у современного педагога должны преобладать профессиональные качества и 32,4% — коммуникативные;
- Студенты также указали, что современных преподавателям не хватает таких качеств как «взаимопонимания» (42,8%) и «чувства юмора» (25,5%);
- 88,7% опрошенных указали, что в первую очередь обращают внимание на настроение преподавателя, когда он входит в аудиторию;
- Среди наиболее важных качеств для преподавателя студенты выделили: ответственность (53%), справедливость (68,9%), терпеливость (59,7%); уравновешенность (53,5%).
- В качестве наиболее важного навыка в работе преподавателя опрошенные выделили «умение доступно донести информацию» (48%) и «умение привить интерес к учебному процессу» (32,4%);
- В качестве самых важных функций преподавателя студенты выделили «передача знаний» (33,7%) и «формирование и стимулирование интереса к обучению» (33,9%);
- Также, по мнению респондентов, отношения между преподавателем и обучающимся должны формироваться на основе «равноправия, взаимоуважения и сотрудничества» (76%);
- Среди негативных качеств, которые не должен иметь идеальный преподаватель, выдели: «несправедливость, предвзятое отношение» (31,7%); «деление обучающихся на любимчиков и остальных» (18,3%) и «неуважение к обучающимся» (15,5%).
Таким образом, студенты группы К-22 проанализировали результаты опроса и сформировали свой образ идеального педагога. Идеальный педагог – это мужчина или женщина (в возрасте от 22 до 55 лет условно), который любит свою профессию и детей в целом, умеет и может заинтересовать обучающихся, найти подход к каждому студенту, глубоко и полно знает свой предмет. При этом обладает такими личностными качествами как справедливость, выдержка и самообладание, хорошо владеет коммуникативными навыками и имеет отличное чувство юмора.
Организаторы исследования отмечают, что проведение подобного рода мероприятия очень положительно было принято обучающимися, что подтверждается высокой активностью в опросе. Также студенты-организаторы исследования усовершенствовали свои навыки исследовательской и аналитической деятельности, расширяли границы своих творческих способностей. Курировал исследовательскую деятельность обучающихся – Владыкина Е.А. (преподаватель).
Благодарим всех участников за проявленный интерес и участие в акции.